17 марта 2016 года года в Региональном ресурсном центре«Детский технопарк» прошла проблемная лекция «Расстройства аутистического спектра в детском и подростковом возрасте: пути помощи» для педагогов-психологов специальных образовательных проектов работы с одаренными детьми.
Лекция была разработана и проведена отделом психолого-педагогического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности (зав.отд. Е.В. Демина, к.психол.н.) по запросу специалистов сообщества педагогов-психологов, реализующих в регионе практику психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников.
В мероприятии приняли активное участие 35 образовательных организаций (40 специалистов), реализующих региональные образовательные проекты «Специализированный класс» и «Межмуниципальные ресурсные центры».
Проблема оказания специализированной помощи одаренным детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) заключается в выборе и/или интеграции методов психологической коррекции, адекватных для детей с повышенными интеллектуальными способностями. Известно, что широко применяемые методы помощи детям с РАС, в большинстве случаев, рассчитаны на детей со сниженной умственной активностью, и, поэтому, далеко не всегда приемлемы для практики психолого-педагогической поддержки и сопровождения одаренных школьников. В то же время в числе одаренных детей практиками отмечаются отдельные случаи. Именно поэтому проблема помощи таким детям требует особого подхода и профессионального обсуждения.
Для участия в проблемной лекции в Региональный ресурсный центр по работе с одаренными детьми «Детский технопарк» были приглашены специалисты, имеющие практический опыт ведения подобных случаев, реализуемый в рамках различных методологических школ - Ирина Викторовна Ширяева, медико-психологический центр «Агата»; Анна Николаевна Трубицына, «Междисциплинарный центр прикладного анализа поведения при НГУ».
Инина Викторовна Ширяева представила к обсуждению несколько примеров помощи интеллектуально способным детям с РАС из своей многолетней врачебной практики. Участники лекции познакомились с особенностями проявления аутистического расстройства у способных детей, рассмотрели примеры проективных проб в рисунках, сочиненных рассказах, высказываниях. Обсуждались риски и возможности обучения таких подростков в условиях школы, классного коллектива.
Специалист «Междисциплинарного центра прикладного анализа поведения при НГУ» , Анна Николаевна Трубицына, представила сообщение о случае поведенческой терапии интеллектуально одаренного ребенка с РАС методами АВА (Applaied behavior analysis). Вниманию педагогов-психологов были предложены основы подхода прикладного анализа поведения (проведение функционального анализа, определение стимулов поощрения, определение списка «нежелательных поведений»). Особый интерес вызвало представление случая помощи интеллектуальному подростку с РАС путем его инклюзии в образовательную среду, работе тьютора по организации систематической помощи.
Вопросы участников приглашенным специалистам, комментарии и высказывания по ходу сообщений свидетельствовали о вдумчивом и активном понимании аудиторией поднимаемых проблем. Также участники лекции обсудили ресурсы и риски представляемых подходов к оказанию психологической помощи одаренным детям с РАС, высказали свои мнения относительно целесообразности применения различных методов и способов психологической коррекции при работе с адресной группой одаренных школьников.
В заключительной части семинара была произведена рефлексия и подведены итоги семинара.
Участники лекции отметили высокий уровень подготовки и организации мероприятия (100%), его содержательность (84%), практикоориентированность (65%).Отзывы участников:
• Большое спасибо! Такие лекции дают расширение понимания существующих вариантов помощи. Понятно кому и зачем направить страдающую семью.
• Семинар хороший, в то же время хотелось бы познакомиться более глубоко с практическими действиями, услышать подробности работы по методикам (заинтересовали методы работы с почерком, письмом и т.д.)
• Очень понравилось, интересная и нужная информация; возможность обсудить с квалифицированными и опытными специалистами данную тему проблемной лекции.
• Хорошая информация, которую можно применить не только с одаренными аутичными детьми, но и с детьми, имеющими другие проблемы в поведении.