Изображение пользователя Иван Иванов
Отчетный семинар для педагогов-психологов специализированных классов
от Иван Иванов - пятница 22 мая 2015, 13:01
 

21 мая в Технопарке Академгородка состоялся традиционный ежегодный семинар "Результаты организации психолого-педагогического сопровождения специализированного класса", посвященный подведению итогов психологической работы с высокомотивированными и одаренными обучающимися спецклассов.

В этом году семинар расширил свой формат, - педагоги-психологи представили свою работу в одном из трех актуальных направлений психологической работы: итоги реализации проекта Программы психолого-педагогического сопровождения спецкласса; разработки и  реализацию Адресных (индивидуальных) программ сопровождения отдельных школьников, имеющих ярко выраженные особенности в развитии интеллектуальной одаренности; а также итоги апробации УМК "Я и мир вокруг меня. Уроки психологии в специализированных классах".

В работе отчетного семинара приняли активное участие 51 специалист из образовательных организаций-участников проекта г.Новосибирска и Новосибирской области (Советского, Октябрьского, Калининского, Дзержинского, Ленинского, Октябрьского,  Кировского  районов, Центрального округа, а также с. Баган, г. Бердск, п.Кольцово, г. Краснообск,   г. Барабинск, г. Карасук, г. Купино, п.г.т. Маслянино). В качестве экспертов и ведущих семинара выступили Т.П. Абакирова, к.пс.н.. зам.директора по НМР ГОУ "Областной центр диагностики и консультирования" и Е.В. Демина, к.пс.н., зав.отдела психолого-педагогического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности ГАОУ ДОД НСО "Центр развития творчества детей и юношества".

Выступающие педагоги-психологи представили краткий анализ реализации целей психологической работы со специализированным классом и отдельными учениками, обменялись мнениями об успешности ведения сопровождения в условиях различных уровней его организации - базового, промежуточного, вариативного. На семинаре  особое внимание уделялось специалистам, впервые включившимся в работу со спецклассом. В обсуждении с ними были представлены такие вопросы, как возможности коллегиального профессионального взаимодействия внутри педагогического коллектива, особенности взаимодействия с родителями учеников, деятельность, направленная на становление мотивации учеников к психологической  работе, в том числе в направлении самопознания, принятия своих особенностей развития и индивидуальности, профессионального самоопределения. 

К пристальному вниманию педагогов-психологов был представлен анализ психологической работы с одаренными школьниками, имеющими специфические возрастно-психологические трудности в развитии одаренности. Такие сложности индивидуального развития как сверхчувствительность, ранимость при высоком умственном развитии и рефлексивности подростка, или же чрезмерно выраженный локус внутреннего контроля, не позволяющий подростку выражать эмоции, предъявлять себя в коллективе сверстников требуют от педагога-психолога профессиональной направленной работы с конкретным ребенком.

Интересной практикой текущего года стал опыт апробации УМК "Я и мир вокруг меня. Уроки психологии в специализированных классах" (автор-разработчик Н.В. Гетман, Гимназия №12).Уроки психологии на базе разработанного комплекта в течение года велись в 12 образовательных организациях г.Новосибирска и Новосибирской области. Педагоги-психологи, проанализировав эффективность данной работы, отметили следующие преимущества:

-    направленность содержания УМК на широкий спектр задач развития, компетенций в соответствии с Программой спецкласса;
-    удобство использования УМК на занятиях со спецклассом, так как диагностический и развивающий материал находятся в одной  рабочей тетради;
-    подробный конспект занятий оригинален по содержанию;
-    предлагаемые  методы и приёмы преподавания, формы организации занятий актуальны для данного возраста учащихся специализированного класса. Наиболее эффективными оказались следующие формы и методы развивающей работы: проблемные ситуации, учебная дискуссия, эксперимент, взаимообучение, творческие задания;
-     творческие задания способствуют раскрытию личностного потенциала учащихся, повышению мотивации к самопознанию.

Также педагоги-психологи отметили и направления доработки УМК, связанные с  дополнением рабочей тетради листом сбора диагностических данных по вводной и итоговой диагностике, корректировки большого объема заданий, не всегда рассчитанного на урок, включение в состав Рабочей тетради Психологического словаря. Прозвучали благодарности и настойчивые пожелания автору продолжить разработку комплекта для учащихся старших классов. На семинаре были представлены итоги анкетирования обучающихся, занимавшихся в течение года по комплекту. Вот некоторые из письменных высказываний учащихся: "Уроки психологии в рабочей тетради "Я и мир вокруг меня" помогли мне лучше узнать себя"; "С помощью уроков я стал лучше понимать себя, свои проблемы и выстраивать путь своего личностного развития"; "Я поняла, что у меня много хороших качеств, которые стоит в себе развивать дальше…"; "Я научилась анализировать не только себя и свои поступки, но и понимать поступки других людей…" и др.

Специалисты обсудили предложения по содержанию и организации работы методической сети спецклассов в 2015-2016 г., среди которых прозвучали пожелания разработки таких тем, как гендерные особенности развития интеллектуально одаренных школьников спецклассов, вопросов эмоционального выгорания специалистов, создания сборника видеоматериалов для проведения кинотренингов, прозвучал запрос на разработку психодиагностического комплекса и программ развития для младших подростков (5 класс). В целом на семинаре удалось  обобщить имеющийся опыт организации одаренных школьников, а также обозначить дальнейшие перспективы развития направления.

Фотогалерея мероприятия