Изображение пользователя Иван Иванов
Мастер-класс для педагогов-психологов «Личностно-ресурсная карта как инструмент саморазвития учеников специализированных классов»
от Иван Иванов - понедельник 21 апреля 2014, 15:43
 

 

Высокая выраженность способностей, широкие познавательные интересы мотивированных и одаренных школьников, интенсивность ученияставят перед ними особые образовательные задачи. К числу нестандартных образовательных задач принадлежит и такая, на первый взгляд, «взрослая» задача как разработка личного плана своего развития. Размышление над целями своего обучения, планирование вариантов ожидаемых результатов, достижений в предметных областях и занятиях по интересам, простраивание самостоятельных путей и шагов к достижению поставленных целей на месяц/год своей жизни – развивают навыки саморегуляции школьников, позволяют инициировать действия в направления своего роста, и, в конечном счете, осмыслять себя в качестве субъекта своего учения.

К постепенному осознаю своих способностей, склонностей, особенностей индивидуально-психологического развития(сильных и слабых сторон характера, самооценки, коммуникативных способностей) школьник приходит ни сразу. Родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми, знакома картина фантастических ожиданий способного ребенка от самого себя (а заодно – и от окружающих), высокая, нередко изнуряющая до физического истощения, активность ребенка одновременно в нескольких направлениях. Другой крайностью оказывается внезапное падение интересаребенка к учебе, которое в психологии одаренности связывается с возникновениемкризисов в развитии высоких способностей – кризисом креативности, интеллектуальности, кризисом мотива достижений (А.Кулемзина). Невозможность реализоваться, предъявить свои способности, вызванная постоянной гонкой за соответствиеможиданиям и надеждам взрослых, истощают одаренность школьника.

Роли субъектного начала ребенка в своем развитии и обучении, технологии личностно-ориентированной работы педагога-психолога итьютора с индивидуальным образом цели одаренного школьника был посвящен мастер-класс для педагогов-психологов специализированных классов, который прошел на базе МАОУ «Лицей№ 9». Мастер-класс «Личностно-ресурсная карта как инструмент саморазвития учеников специализированных классов» разработан и проведен педагогом-психологом Лицея Натальей Александровной Кокориной в сотрудничестве со службой ППс развития детской интеллектуальной одаренности СП «ДИО-ГЕН» ГАОУ ДОД НСО «Центр развития творчества детей и юношества». В его работе приняло участие 34 специалиста сопровождения проекта специализированных классов из г.Новосибирска, г.Бердска, г.Куйбышев, г.Купино, п.Баган.

По известному выражению, -«начинать надо в первую очередь с себя»…Так, первую часть мастер-класса педагоги-психологи посвятили вопросам саморазвития самого направления ППс в сети специализированных классов. Людмила ВикторовнаКуневская, зам. директора МАОУ «Лицей №9» познакомила  специалистов с разработанной комплексной системой мониторинга «Критерии и показателями результативности и эффективности проекта «Спецклассы». В числе критериев мониторинга представлен такой как «Качество психолого-педагогического сопровождения специализированных классов». Как оценить качество процесса ППс одаренных школьников? Каким образом можно определить уровни реализации отдельных критериев ППс, - вопросы, на которые дан вариант ответа в представленной системе мониторинга. Среди критериев определены такие, как;

  • Качество разработки проекта Программы ППс обучающихся;
  • Качество реализации Программы ППс обучающихся;
  • Трансляция и обобщение опыта работы психолога в сетевом взаимодействии специализированных классов;
  • Позитивная динамика результатов ППс;
  • Удовлетворенность родителей качеством ППс в классе.

Работа с психологическим содержанием темы мастер-класса Н.А. Кокоринойсостоял из двух логических частей – представления и пошагового выполнения педагогами-психологами методики работы с индивидуальным образом цели (создание Образовательной карты), разработки на ее основе «Личностно ресурсной карты»и разбора кейсов личностно-ресурсного картирования учеников специализированных классов.

В первой части практикума педагоги-психологи с увлечением апробировали методику, нарисовали свои собственные личностные карты, погрузившись в атмосферу творчества и игры.

Вторая часть мастер-класса прошла в интерактивном режиме - в малых  группах педагоги-психологи обсудили разобрали варианты Образовательных Карт и Карт Успеха, созданных детьми среднего школьного возраста – обучающимися специализированных классов. Кейсы вариантов личностно-ресурсного картирования включали итоги психодиагностического обследования каждого ученика (выявленные в результате специальной диагностики особенности развития когнитивной, регуляторно-волевой, эмоциональной и коммуникативной сфер личности); ведущие интересы ребенка; образовательную карту (рисунок ребенка); разработанный ребенком личный план развития. (цели, пути достижения), а также определенные специалистами сопровождения зоны риска, задачи развития, личностный ресурс и стратегию поддержки. Педагоги-психологи  получили уникальную возможность детально познакомиться с технологией работы с «Личностно-ресурсной картой» наиболее способных и одаренных детей, а также предложить  свой  собственный,  оригинальный подход в  работе с предложенными кейсами.

Мастер-класс прошел на едином дыхании, во взаимном сотрудничестве специалистов различных образовательных учреждений, участвующих в проекте, отличался творческой  и конструктивной атмосферой  и, надеемся, был полезен  его  участникам.

Вот некоторые из отзывов, оставленные  участниками мастер-класса:

Участник семинара:Работа с личностными картами развития даст учащимся систематизировать и планировать свои шаги  по достижению  цели. Спасибо!          

Участник семинара:Порадовало умение ведущей сделать семинар полезным, в том числе и для своей работы. Спасибо! Буду использовать эту методику  в  своей работе, в т.ч. для профориентации. Спасибо за раздаточный материал.      

Участник семинара:Огромное спасибо за плодотворную работу, очень насыщенный семинар. Планирую использовать данную методику  с учителями.

Участник семинара:Мне очень понравилось, что предоставление информации было не только  теоретически, но и практически.

Участник семинара:Практический семинар. Все-таки не хватает материальности в нашем мире (имеется в виду необходимость работы с существующими чувствами и эмоциями).  

Участник семинара:Большое спасибо за полезную информацию, которую обязательно использую в работе.      

Участник семинара:Огромное спасибо! Методика заинтересовала меня давно, но применять в работе не решалась. Сегодня увидела практическое применение и уже знаю, как я могу ее применить. Начать со средних классов и в процессе обучения можно будет продолжать. Уже знаю, как трансформирую.    

Участник семинара:Замечательно, что методика использована не фрагментарно, а используется в системе. Весь комплекс методик, которые применяет педагог-психолог, позволяет не только психологу, но и всем участникам образовательной деятельности выстраивать  продуктивную работу с использованием психолого-педагогических рекомендаций. Спасибо!! Успехов!